Воспитательное значение

Вы здесь


Воспитательное значение наказание будет иметь лишь только в том случае, если оно справедливо и не оскорбляет обучающегося, не унижает его человеческое достоинство и вместе с тем основано на высокой требовательности. Еще А. С. Макаренко говорил: «Моим основным принципом (а я считаю, что это принцип не только мой, но всех советских педагогов) всегда было: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему» Об этом говорил и А. М. Горький. Он писал, что никогда не надо подходить к человеку, думая, что в нем больше дурного, чем хорошего. Думай, что хорошего в нем больше, так и будет.
В советской педагогике разработаны правила применения методов поощрения и наказания. Основными из них являются следующие:
поощрения и наказания должны исходить от коллектива; если то и другое исходит только от преподавателя-инструкто- ра, оно должно быть поддержано коллективом;
не злоупотреблять ни поощрением, ни наказанием; к первому обучающийся быстро привыкает и вскоре становится к нему равнодушным, у него может выработаться зазнайство; второе вызывает озлобленность и обиду; не следует наказывать обучающегося, находясь под первым впечатлением поступка, а дать ему возможность самому подумать над своим поступком, отложив наказание на некоторое время;
никогда не забывать, что наказание — это метод воспитания, а не возмездие за совершенный неблаговидный поступок; справедливость, объективность — вот главные критерии в оценке поступков обучающихся; угрозы, наказание по подозрению, наказание по несправедливости, из-за личной неприязни к обучающемуся — большая травма в его жизни, и эта обида может у него остаться на всю жизнь; лучше не наказывать виновного, чем наказать невиновного по подозрению;
не упрекай обучающегося за ранее совершенный проступок, если он уже давно исправился, не делай замечаний, если это оскорбляет и унижает человеческое достоинство;
не наказывай весь коллектив за совершенный проступок одним из его обучающихся; это может привести к круговой поруке.
Методы воспитательного воздействия реализуются через применение отдельных приемов: «взрыва», разъяснения, лекции, рассказа, этической беседы, диспутов, конференций, примера, самовоспитания и др.
Теги: 
Высшее образование